Новости

null Жалуйтесь правильно!

Количество ежегодно поступающих в прокуратуру обращений имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 2016 г. в прокуратуру поступило 306 обращения, в 2017 г. – 333, за 4 месяца 2018 г. – 103.

Рост количества поступающих обращений обусловливается повышением правовой грамотности и правовой культуры населения, активной жизненной позицией по отношению к тем или иным фактам нарушений законодательства.

Вместе с тем, до половины поступающих обращений не относятся к компетенции природоохранного прокурора либо ранее не были рассмотрены контролирующими органами, в связи с чем перенаправляются в соответствии с подведомственностью для рассмотрения по существу, что ведет к увеличению периода времени от поступления обращения до дачи ответа заявителям и не способствует оперативному реагированию на изложенные в обращениях факты.

В целях предотвращения подобных фактов имеется необходимость разъяснить следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

На территории Костромской области действует множество органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих контрольно-надзорные функции. Каждый из этих органов наделен конкретными полномочиями в той или иной сфере.

В области охраны окружающей среды полномочиями по контролю и надзору за соблюдением природоохранного и смежного с ним законодательства имеют следующие органы (перечислены в соответствии с «востребованностью» по вопросам экологии):

1) Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (адрес: г. Кострома, проспект Мира, д. 128А, 3 этаж, тел. 51-35-91, эл. почта: dpr@adm44.ru).

В соответствии с Положением о департаменте, утв. постановлением Губернатора Костромской области от 29.10.2009 № 247, департамент является органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, в области охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охоты и охраны животного мира, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (например, «Парк «Берендеевка», Парк санатория «Костромской», Парк «Губернский» и т.д.).

2) Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям.

Указанный орган образован в связи с реорганизацией, произошедшей в системе Росприроднадзора, результатом которой стала ликвидация Управления Росприроднадзора по Костромской области. Контрольно-надзорные полномочия на территории Костромской области реализуют сотрудники отдела вновь образованного Управления.

Управление также как и Департамент природных ресурсов рассматривает и разрешает обращения, в частности, по фактам загрязнения атмосферного воздуха, нарушения порядка обращения с отходами производства и потребления, нарушения водного законодательства. При этом, в отличие от Департамента Управление проводит проверки в отношении объектов, подлежащих государственному надзору федерального уровня, т.е. более крупных и экологически опасных предприятий, а также более крупных водных объектов (р. Волга, р. Кострома, р. Нерехта, Галичское и Чухломское озера и др.).

В рамках государственного земельного надзора рассматривает обращения о свалках отходов. Кроме того, Управление уполномочено на проведение проверок по фактам воспрепятствования свободного доступа к водным объектам и их береговым полосам.

Костромской отдел Управления расположен по адресу: г. Кострома,
ул. Коммунаров, д. 22, тел. 55-80-43, эл. почта: goskontrol_jar@mail.ru.

 

2) Управление Роспотребнадзора по Костромской области (адрес:
г. Кострома, бульвар Петрковский, д. 4, тел. 42-69-49).

Управление является региональным органом исполнительной власти Костромской области, уполномоченным на организацию и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является Управление Роспотребнадзора по Костромской области.

Управление уполномочено на рассмотрение и разрешение обращений по фактам, связанным с угрозой жизни и здоровью человека в результате хозяйственной и иной деятельности (например, запах гари либо разложения отходов на территории жилой застройки, некачественная питьевая вода).

 

3) Департамент лесного хозяйства Костромской области проводит проверки на территории земель лесного фонда. При этом, Департамент действует не только самостоятельно, но и через подведомственные ему учреждения – лесничества, которые имеются практически в каждом районе области. Обращение о нарушениях законодательства на территории лесного фонда можно направить как в адрес Департамента, так и в территориальное лесничество (контакты лесничеств имеются на сайте Департамента dlh44.ru).

Департамент лесного хозяйства расположен в том же здании, что и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды: г. Кострома, проспект Мира, д. 128А (1 и 2 этажи, тел. 45-78-22, эл. почта: dlh@adm44.ru).

 

4) Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям проводит проверки на предмет соблюдения законодательства на землях сельскохозяйственного назначения. Земли сельхозназначения являются важнейшим звеном экономики России, поэтому в соответствии с законодательством РФ нарушение представляет собой не только нецелевое использование таких земель, но и само по себе неиспользование этих земель для ведения сельского хозяйства. Управление расположено по адресу:
г. Кострома, проспект Мира, д. 53А, тел. 37-00-73, эл. почта: rsn.kostroma@mail.ru.

 

5) Управление Росреестра по Костромской области.

Данная структура, как и Росприроднадзор, также уполномочена на осуществление государственного земельного надзора, однако основным отличием предмета проверок у этих двух органов является то, что если Росприроднадзор рассматривает землю как объект охраны окружающей среды, защищаемый экологическим законодательством от загрязнения, засорения и т.д., то Росреестр отдает предпочтение земле как объекту права собственности.

Поэтому Управление Росреестра по Костромской области уполномочено на проведение проверок, в частности, по фактам самовольного занятия земельных участков, а также использования земель с нарушением вида их разрешенного использования (например, если на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, осуществляется производственная деятельность).

Управление Росреестра по Костромской области расположено по адресу: 156012, Кострома, ул. Сенная, д. 17, тел.: 35-32-81, эл. почта: 44_upr@rosreestr.ru.

 

6) Управление ветеринарии Костромской области.

Осуществляет полномочия по проведению на территории региона мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора  и надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, ветеринарно-санитарный контроль за качеством продуктов и сырья животного происхождения в сельскохозяйственных и производственных предприятиях независимо от форм собственности.

Управление находится по адресу: 156013, г. Кострома, ул. Галичская,
д. 98, тел. 55-33-03, эл. почта: vet@adm44.ru.

 

Несмотря на наличие государственных органов надзора и контроля, органы местного самоуправления имеют полномочия по осуществлению муниципального контроля.

Администрации городских округов, муниципальных районов и поселений имеют, прежде всего полномочия по муниципальному земельному контролю, а также муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства, в рамках которых ОМС проводят проверки по сообщениям, в частности о свалках отходов, ненадлежащей работе коммунальных служб по вывозу мусора. Кроме того, к  полномочиям ОМС относится организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

 

Законодательством РФ предусмотрено, что в случае поступления в орган власти обращения, рассмотрение которого относится к компетенции другого органа власти, должно быть перенаправлено в течение 7 дней с даты поступления.

В целях экономии времени, оперативного реагирования на имеющиеся нарушения, рекомендуется направлять обращения, прежде всего, в орган местного самоуправления (администрацию муниципального образования или его профильное структурное подразделение) либо региональный орган власти из числа перечисленных.

В случае если Ваше обращение в течение установленного законом 30-дневного срока осталось без ответа либо принятые меры оказались недостаточными, ответ должностного лица органа можно обжаловать вышестоящему должностному лицу (например, ответ заместителя руководителя органа – руководителю органа). Если и после этого не принято должных мер по устранению нарушений гражданин вправе обратиться в прокуратуру с жалобой на бездействие должностных лиц органов контроля.

 

Соблюдение указанной последовательности будет способствовать повышению эффективности работы контролирующих органов, поскольку рассматривая жалобу, прошедшую уполномоченные органы муниципального и государственного контроля, прокурор не только будет рассматривать обращение по существу, но и даст оценку деятельности должностных лиц органов контроля, которыми проводилась проверка, и, в случае выявления факта бездействия, инициирует привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

 

 

 

Костромской межрайонный

природоохранный прокурор

 

советник юстиции                                                                               О.С. Чепурков